Виды межличностных отношений
У межличностных отношений есть свои виды:
- положительные — любовь, дружба, близость;
- отрицательные — неприязнь, ненависть, агрессия, негативизм;
- нейтральные — безразличие, отчуждение, эгоизм, конформизм.
В их основу положены эмоциональные переживания людей.
В группах и коллективах
В группах и коллективах межличностные отношения также делят на виды:
- неофициальные и официальные
- рациональные и эмоциональные;
- личные и деловые;
- руководитель и подчинённый.
Официальные отношения возникают на работе, их регулирует Трудовой Кодекс Российской Федерации. Неофициальные складываются между друзьями, в семье, в кафе — это могут быть даже новые знакомства. Они не опираются на законы, а основаны на личных чувствах и эмоциях.
Рациональные отношения примечательны тем, что человек действует на основе своей логики. Например, общается с человеком, который ему совершенно не нравится, ища в этом знакомстве выгоду. Эмоциональные — наоборот, основываются только на личных ощущениях и эмоциях. В них человек смотрит на характер своего собеседника, на его жизненную позицию и убеждения.
Личные отношения складываются в семье и так далее, деловые между людьми на работе или на одном и том же предприятии. Личные могут складываться и между работниками одной фирмы, однако дома. В рабочее время — это деловые отношения.
В коллективе межличностные отношения могут рассматриваться:
- статически (в определённый промежуток времени);
- динамически (в развитии, как менялись отношения двух людей).
В классе
У подростков весьма тяжелые отношения друг с другом, поскольку у большей части из них уже начался переходный возраст. Из-за переходного возраста в подростках играет максимализм. Именно из-за него практически каждый хочет выбиться в лидеры. Из-за этого в классе часто бывают конфликты. Чтобы стать лидером, необходимо обладать некоторыми качествами:
- общительность;
- смелость;
- решительность;
- коммуникабельность.
У лидеров высокая самооценка, они считают себя самыми лучшими. Иногда это гнетёт других одноклассников. У них зачастую самооценка несколько ниже. Из-за чего они не видят никакого смысла в соперничестве. Некоторые «не лидеры» в классе хотят занять весьма высокое положение, однако не могут сделать это в силу своей низкой самооценки или отсутствия мотивации. Согласно статистике, лидерство в классе зачастую занимают девочки.
Специалисты отмечают, что часто люди, которые не хотят соперничать и занимать позицию лидера в классе, хуже учатся или же они недисциплинированные.
Особенности
Особенности межличностных отношений состоят в том, что они свойственны только людям. У животных, конечно, тоже устанавливаются отношения, однако они не опираются на чувства и эмоции, как люди. Но межличностные отношения могут складываться и без определённой связи двух людей, например, когда человек приходит на приём к стоматологу и в салон красоты. Тогда никаких эмоциональных связей не будет, если только люди не были знакомы до этого.
Кстати, если необходимо посетить стоматолога, то имеется недорогая стоматология https://chudostom.ru/tseny/
Закономерности
В межличностных отношениях существуют некоторые закономерности:
- Все усилия и затраченное время принесут результат.
- Если вы достигли желаемого результата, то это повлечёт за собой вознаграждение.
- Оно удовлетворит человека.
Межличностные и общественные отношения: их разница
Общественные отношения также называют социальными, а межличностные психологическими. У них есть весьма серьёзные отличия:
- Общественные отношения складываются у групп, а межличностные у двух людей.
- Общественные отношения объективны, а межличностные субъективны, поскольку основываются на наших личных предпочтениях и зависят от характера. Общественные отношения же зачастую основаны на законах и правовых нормах.
- Понятия, которые вкладывают специалисты в общественные и межличностные отношения разнятся — «социальная роль» и «личные отношения».
- Общественные отношения могут существовать, не «включая» людей, а межличностные отношения всегда задействуют человек (его эмоции и так далее, человек — и есть источник отношений).
Типы межличностных отношений
У каждого человека есть свой характер и «система», в соответствии с которой он ведёт себя в любых отношениях. В межличностных же выделяют восемь таких типов:
- Подчиняемый. Такие люди любят самоунижение. Их легко подстроить под себя. Они подчиняются другим людям, которые сильнее их духом. Такой тип людей чаще всего не говорит своё мнение напрямую, любит умолчать, они стеснительные и выполняют практически любые просьбы, не перечат и не высказывают недовольство.
- Альтруистический. Это люди могут пожертвовать своими интересами на благо другим людям. Подвержены самокопанию и страданиям. Их помощь иногда кажется навязчивой.
- Зависимый. Такие люди послушны. Часто не могут ничего сделать самостоятельно, им необходим человек, который будет их направлять в жизни. Они не смогут принять тяжёлое решение, обратятся за помощью. Всегда опираются на мнение других.
- Агрессивный. Такие люди прямолинейны, никогда не стесняются высказывать своё мнение, заведомо осознавая, что оно может кому-то не понравиться. Раздражительны, их легко вывести их себя. Жестоки. Агрессивных людей очень тяжело растрогать.
- Дружелюбный. Хочет быть другом для всех. Ждёт одобрения со стороны окружающих. Может уступить в спорной ситуации, чтобы не было конфликта. Дарит окружающим теплоту.
- Подозрительный. Этот тип людей думает, что все вокруг — враги, которые ненавидят его. Они злопамятные и не терпят к себе дурного отношения. Им всегда всё не нравится, любят жаловаться на жизнь и критиковать всё вокруг.
- Эгоистичный. Это люди, которые думают только о собственной выгоде. Могут перекладывать свои обязанности и трудности на посторонних.
- Авторитарный. Чаще всего — лидеры в своих кругах. Властные и деспотичные. Любит не что-то делать, а давать указания другим, следить за обстановкой и работой. Ненавидит, когда ему указывают или дают советы, считает, что знает обо всём лучше всех. Не терпят неуважения.
Психодиагностика
Межличностные отношения — очень широкое явление, которое сложно диагностировать. Основания для диагностики:
- объект;
- задачи, которые решаются исследованиями (выявить сплочённость, к примеру);
- структурные особенности методики (опросы, социометрии);
- исходная точка отсчёта (индивидуальные предпочтения).
Также существуют некоторые критерии, по котором и оцениваются отношения:
- объект;
- задача, которую нужно решить;
- особенность методики;
- точка исследования (суждения психолога).
Самой лучше диагностикой становится социометрический тест Морено. Он основан на субъективных предпочтениях людей и разделён на сферы. На основе этого теста можно определить, кем человек является (лидером, подчинённым и так далее), сплочённость членов семьи, тип каждого члена и многое другое.
Чтобы выявить данные об отношениях между сверстниками (лучше всего применять в классе), можно использовать аутосоциоматрицу. Однако, если у ребёнка сильная психологическая защита, то он может просто обойти этот тест и он совсем ничего не покажет.
Методики бывают:
- наблюдение за реальной ситуацией;
- самостоятельное моделирование и помещение людей в ситуацию;
- проективные средства.
Межличностные отношения — это очень запутанная вещь, которая основана на чувствах и эмоциях конкретных людей. Они очень субъективны, поэтому даже специалисты иногда затрудняются сказать что-то точно об этих отношениях.