Отличительная особенность дохристианского периода заключается в изобилии разного рода сект, в традициях которых единобожие причудливым образом сочеталось с язычеством. К числу таких религиозных общин можно отнести древних ессеев, живущих весьма обособленно и избегающих контактов с окружающим миром. Строгость их нравов удивительна даже для того времени.
Ессеи — кто это такие
Ессеями называли себя адепты крупной иудейской секты, возникшей в начале II века до нашей эры. Другое, менее известное их название — оссины. Упоминания о ессеях обнаружены в трудах многих мыслителей и богословов того времени. О них писали: представитель еврейского эллинизма Филон Иудейский, древнееврейский историк Иосиф Флавий, древнеримский писатель Плиний Старший.
В самом начале своего возникновения, секта ессев состояла примерно из 4000 человек. Сперва они жили в сёлах и городах Иудеи, но городские нравы казались им испорченными и дурно влияющими на членов их общины. Поэтому в конце концов они покинули густонаселённую городскую местность, и переселились жить на северо-запад от Мёртвого моря.
Оказавшись таким образом в относительном отдалении от общества, ессеи образовали обособленную колонию, члены которой избегали общения даже со своими соплеменниками. Впрочем, периодически они принимали в свой орден посторонних. Но для того, чтобы стать полноправным членом их общины, чужак должен был выдержать трёхлетний испытательный срок.
При приёме в орден от новичка требовалось дать обет строгого выполнения ниже перечисленных правил:
- ставить Бога превыше всего и выполнять его законы;
- проявлять справедливость по отношению к ближним;
- никому не причинять вреда;
- не лгать;
- уважать и слушаться представителей власти;
- не превозноситься над теми, кто ниже по рангу;
- не стремиться выделиться при помощи красивой одежды или украшений;
- не рассказывать чужакам о жизни в общине.
Важно! Нарушение вышеперечисленных законов каралось изгнанием из секты. Это было весьма жестокое наказание: изгнанному грозила голодная смерть в полном одиночестве, так как ессеи принципиально не принимали еду от чужаков. Хотя, до такого печального исхода дело доходило редко. В большинстве случаев, если провинившийся искренне раскаивался, его принимали назад.
Традиции и образ жизни
Ессеи старались как можно меньше контактировать с окружающим миром, поэтому одежду и необходимые предметы быта они не покупали, а изготавливали самостоятельно. Их потребности отличались скромностью: нательных украшений они не признавали, а одежду носили до тех пор, пока она ни снашивалась до дыр. Хотя для праздничных дней и трапез у них были особые наряды — белые, оригинального покроя.
Этот народ отличался редкостным трудолюбием, а его повседневный образ жизни был близок к спартанскому. Историки утверждают, что ессеи занимались земледелием и пчеловодством, разводили скот, осваивали самые различные ремёсла. Всё эти навыки помогали им выживать вдали от цивилизации. Оружие они не изготавливали, так как любое насилие считали грехом, и отказывались участвовать в каких-либо военных действиях.
В секте ессеев поощрялось безбрачие. Но они имели право заключать между собой браки, дабы на свет появлялись продолжатели их дела и наследники. Но как только женщина беременела, интимные отношения между ней и мужем тут же прекращались. Одним словом, секс в этом ордене считался способом продолжения рода, и не более того.
Частную собственность ессеи не признавали — всё, чем они владели, считалось общим. Поэтому в общине не существовало разделения на бедных и зажиточных. Причём отгороженность от окружающего мира не мешала ессеям помогать материально нуждающимся людям, которые обращались к ним за помощью, не являясь при этом членами их секты.
Религиозные убеждения
По утверждениям большинства историков, главным пророком и мессией ессеи считали Моисея. Они старались выполнять законы Ветхого Завета, строго соблюдали субботний день. Самыми тяжкими преступлениями, за которые в общине наказывали смертью, считались насмешки над Богом или Моисеем, а также словесные оскорбления в их адрес.
Признать Христа мессией ессеи отказались, и Новый Завет не почитали. Хотя, по утверждениям некоторых историков, именно учение этой секты подготовило почву для возникновения христианства. Тем не менее впоследствии община ессеев стала источником возникновения фарисейских сект, агрессивно настроенных к Христу и его идеям.
Интересно! Несмотря на единобожие, в ритуалах, которые соблюдали ессеи, сохранились некоторые черты язычества. Например, просыпаясь рано утром, они возносили солнцу приветственные молитвы. В конце рабочего дня, после завершения всех дел, они купались в холодной воде. Смысл процедуры купания состоял не только в том, чтобы отмыть тело от грязи, но и в очищении души от скверны.
Евангелие мира от ессеев
Так называемое Евангелие от ессеев — это не старинный новозаветный апокриф, как можно было бы ошибочно предположить по его названию. Автором этого труда является венгерский учёный и философ Эдмонд Секкей 1905 года рождения. Хотя у Евангелия от ессеев имеется немало преданных почитателей. Например, его часто цитируют веганы и вегетарианцы, так как в нём есть призывы к сыроедению и отказу от мясной пищи.
История создания книги
Эдмонд Секкей утверждал, что в 1923 году им были найдены манускрипты, написанные на древнееврейском и арамейском языках, в которых приводятся наставления самого Иисуса Христа, касающиеся правил питания и образа жизни, способствующих оздоровлению души и тела. Якобы сии документы он обнаружил в библиотеках Ватикана и Вены, а также в бенедиктинском монастыре в Италии. По его мнению, они написаны ессеями, оказавшимися в числе учеников Христа.
Примечательно, что впоследствии исследователи так и не смогли обнаружить оригиналы этих записей ни в Ватикане, ни в Вене, а итальянский монастырь был разрушен во время Второй Мировой войны. Поэтому мнения по поводу истинного происхождения этого труда расходятся. Многие историки не без оснований подозревают, что его содержание придумано самим Эдмондом Секкеем, и никаких манускриптов на самом деле не существовало.