Теософское общество — поиски вечной мудрости

Теософское общество — поиски вечной мудрости

Конец XIX века — знаковый и весьма интересный период истории, когда пышным цветом расцветали многочисленные философские и мистические учения. На это время пришлось создание теософского общества, участники которого активно занимались изучением мистики, и практиковали оккультизм. Его девиз, в переводе с английского, звучит примерно так: «Истина — самая главная религия».

Важно! Сами создатели теософского общества утверждали, что оно не является сектой или религиозной организацией. Они считали, что занимаются просветительской деятельностью, а не распространением идей очередной религии. В доказательство этого они подчёркивали, что их организация не имеет каких-либо отличительных символов, и не занимается отправлением культа.

История создания

Теософское общество — поиски вечной мудрости

Датой создания теософского общества, считается 17 ноября 1875 года.  Главная его основательница Елена Блаватская — знаменитая на весь мир литератор, публицист и оккультист российского происхождения. Помогали ей в этом двое преданных соратников и единомышленников — писатель Генри Олкотт и юрист Уильям Джаджем.

В 1882 году у теософского общества появилась штаб-квартира в Индии, в городе Адьяре. А с 1895 года оно стало официально называться «Теософское общество Адьяр». После смерти Елены Блаватской организацию возглавил Генри Оллкот, а его основной помощницей стала писатель и оратор Анни Безант. В 1907 году эта женщина была назначена президентом общества.

Интересно! В 1895 году произошло знаменательное событие: Уильям Джадж разошёлся во взглядах с Генри Олкоттом и Анни Безант, отделился от них и основал собственное теософское общество, штаб которого в настоящее время находится в калифорнийском городе Пасадине. Были и другие отделившиеся ветви, но они менее известны и популярны.

В чём смысл теософии

Теософское общество — поиски вечной мудрости

Теософия, основанная Блаватской, по мнению многих исследователей является смесью религии с оккультизмом и эзотерикой. Она основывается на древних философских учениях — гностицизме и неоплатонизме. Из религиозных верований ей наиболее близки индуизм и буддизм, признающие переселение душ и карму.

Согласно теософскому учению, носителями древних уникальных знаний являются так называемые Учителя, большинство из которых живут в районе Тибета, хотя теоретически их можно встретить в любой стране. Якобы они обладают не только мудростью, но и сверхъестественными способностями. Сама Блаватская утверждала, что контактирует с ними, и именно они мотивировали её к созданию теософского общества.

Основные идеи

Теософское общество — поиски вечной мудрости

Теософское общество ставило перед собой три важнейших цели, которое были письменно закреплены в его уставе:

  1. Распространение среди людей идеи всемирного братства, основанной на всеобщем равенстве, независимо от пола, расы и социального положения.
  2. Ознакомление общества со всеми мировыми религиями, а также философскими и научными направлениями.
  3. Доскональное изучение необъяснимых природных явлений и паранормальных человеческих способностей.

Интересно! Термин «теософия» придуман не Блаватской, как можно было бы подумать. На самом деле он впервые вошёл в употребление во II веке нашей эры с подачи неоплатоников — философа Аммония Саккаса и его учеников. Именно им принадлежит идея объединить все религии в одну универсальную, основанную на вечных истинах и вере в единого Творца, создавшего Вселенную. Об этом историческом факте Блаватская упоминала в своём труде «Ключ к теософии».

Теософское общество в России

Теософское общество — поиски вечной мудрости

На территории России приверженцы теософии появились в самом начале XX века. Примечательно, что первое теософское общество было основано не в Санкт-Петербурге и не в Москве, а в Смоленске. Произошло это 30 июня 1907 года. Сначала смоленские теософы выпустили журнал «Теософская жизнь», затем, в 1910 году он был переименован в «Жизнь духа».

1908 год ознаменовался для России появлением девяти теософских кружков. Четыре из них находились в Петербурге, два открылись в Варшаве, остальные три — в Смоленске, Калуге и Киеве. В том же году 20 сентября произошло их торжественное объединение в единое Российское теософское общество.

Деятельность теософов в России успешно продолжалась вплоть до ноября 1929 года. После прихода советской власти, на членов общества начались сильнейшие гонения. Многие из них были арестованы и приговорены к разным срокам лишения свободы. В настоящее время все пострадавшие реабилитированы, а теософия нашла многочисленных приверженцев среди россиян.

Ссылка на основную публикацию