Акциденция, или как влияют на нас случайные события

Акциденция, или как влияют на нас случайные события

В нашем мире существуют как неизменные закономерности, так и случайности. Их надо уметь различать, чтобы делать правильные выводы о людях и обстоятельствах. В древнегреческой философии есть такой термин — «акциденция». Им обозначаются случайные, приходящие качества предметов и людей, в отличие от постоянных свойств, отражающих неизменную, глубинную суть явления.

Акциденция — что это

Акциденция, или как влияют на нас случайные события

Понятие «акциденция» было придумано и введено в обиход знаменитым древнегреческим философом Аристотелем. Причём с его подачи это слово стало употребляться в двух значениях:

  1. Как качество, не являющееся типичным для данного предмета или живого существа. Например, собака имеет четыре лапы и хвост — это её постоянные, неизменные свойства. А вот если ваш пёс освоит акробатические трюки и станет выступать в цирке, это будет считаться акциденцией, возникшей в результате дрессировки.
  2. Как случайное событие, которое вовсе не обязательно должно было случиться. По-другому это называется акцидент. Его невозможно рассчитать или предвидеть заранее, так как он является случайностью. К примеру, если молодая и красивая девушка выходит замуж — это закономерность. Если осенью идут дожди — это тоже закономерность. Зато, когда вы опаздываете на самолёт из-за того, что куда-то задевали свой билет и никак не могли найти его — это акцидент, то бишь случайность.

Интересно! Понятие «акциденция» давно используется в работе, связанной с полиграфией, графикой и издательством книг. Этим словом принято называть задания повышенной сложности, для выполнения которых необходимо иметь специальные знания и умения. К примеру, речь может идти об оформлении плакатов и стендов, рисование афиш.  Акцидентными работами также считается художественное оформление книг: изображение виньеток, буквиц, заставок.

Акциденция и психология

Акциденция, или как влияют на нас случайные события

Согласно психологии, в каждом человеке присутствуют черты характера, которые составляют каркас его личности, не меняются с годами, не зависят от возраста и социального окружения. К примеру, врождёнными являются такие свойства, как темперамент, склонность к интроверсии или экстраверсии. То есть, если вы импульсивны и общительны, то таким человеком и останетесь до старости, независимо от того, в каких условиях вам придётся жить. 

Но примерно 60% качеств характера формируются в процессе жизненного опыта и под влиянием случайных обстоятельств. Это так называемые акцидентные личностные свойства, от которых вполне можно избавиться, если они мешают счастливо жить и добиваться успехов. И, наоборот, самые полезные из них человек может приобрести в процессе целенаправленной работы над собой. К акцидентным качествам личности относятся:

  1. Самооценка. Редко у кого она бывает стабильной. Иногда она резко понижается вследствие случайных неудач.
  2. Воспитанность. Если человека в детстве научили хорошим манерам, он не будет склонен к хамству и грубости.
  3. Фобии и комплексы. Закомплексованность — печальное следствие неправильного воспитания, или неблагоприятных жизненных обстоятельств.
  4. Оптимизм и пессимизм. Эти качества являются частью мировоззрения человека. А мировоззрение формируется с возрастом, под влиянием самых разных факторов: личного опыта, общения, воспитания.
  5. Умения и навыки. Они не являются врождёнными, а приобретаются в процессе учения, самообучения, обмена опытом.
  6. Привычки. Они нередко формируются под влиянием обстоятельств, но также могут вырабатываться целенаправленно.
  7. Доброта и злость. В каждом человеке присутствуют оба эти качества в различных соотношениях. Какое из них проявится ярче, часто зависит от случая, от условий жизни, а также от собственной сознательности.

Зная, какие качества являются врождёнными, а какие — возникшими по воле случая, то есть акцидентными, вы сможете успешно работать над собой, и совершенствовать свой характер по собственному усмотрению. Эти знания также пригодятся вам при воспитании собственных детей. Нельзя сделать из флегматичного, необщительного малыша в подвижного экстраверта. Но высокую самооценку, доброту и оптимизм вполне можно воспитать в любом ребёнке.

Ссылка на основную публикацию