Когда вещь, о которой вы только что узнали, внезапно появляется повсюду.
Вы когда-нибудь слышали о новой стране или изучали новое слово, которое вы раньше не знали и вдруг это слово чрезвычайно часто всплывает в вашей повседневной жизни?
Если вы не помните такого опыта, позвольте мне спросить вас вот о чем: вы помните, когда в последний раз видели ярко-желтую машину?
Теперь в течение следующих нескольких дней попытайтесь сосчитать, сколько желтых машин вы видите на дороге. Есть большая вероятность, что вы будете удивлены количеством желтых автомобилей. Количество, не увеличилось только из-за того, что вы прочитали эту статью. Просто вы начали замечать их больше — ваш разум развивает частотный уклон.
Это частотное смещение (или иллюзия), известное в народе как феномен Баадера–Майнхофа, является формой предвзятости выбора, когда то, что вы недавно заметили, появляется вокруг вас гораздо чаще.
Странное название
Причина названия феномена Баадера-Майнхофа имеет интересную историю. Группа Баадера–Майнхофа, также известная как Фракция Красной Армии (RAF), была ультралевой боевой организацией, основанной в 1970 году и выросшей из студенческого протестного движения в Западной Германии.
Феномен Баадера-Майнхофа был придуман в 1994 году комментатором онлайн-дискуссионной площадки St. Paul Pioneer Press, который придумал его после того, как дважды за 24 часа услышал название ультралевого крыла немецкой террористической группировки. Фраза стала мемом на досках объявлений газеты, где она до сих пор регулярно появляется, и с тех пор распространилась по всему Интернету. У него даже есть своя страница в Facebook.
Так почему же происходит это явление?
Ваш разум. Ваш разум играет с вами злые шутки.
Новая информация, которую мы получили, свежа и интересна, поэтому мы бессознательно ищем ее, и это связано с теорией избирательного внимания. Наш мозг фокусируется на определенных объектах в окружающей среде, игнорируя несущественную информацию. Это позволяет нам поддерживать беседу на вечеринке с громкой музыкой и множеством разговоров на заднем плане.
Возможно, есть и другая интересная причина — наш разум склонен искать, одобрять и вспоминать информацию таким образом, чтобы она подтверждала или поддерживала наши прежние убеждения или ценности. Более сильный пример предвзятости подтверждения — социальные сети, где люди непреднамеренно ищут информацию, которая подкрепляет их собственные взгляды.
Влияет ли на вас феномен Баадера-Майнхофа каким-либо образом?
Кроме того, что вы способны распознавать желтые автомобили лучше, чем обычно, у этого явления есть некоторые реальные последствия.
Если вы детектив, пытающийся раскрыть дело, и недавно изучали потенциального подозреваемого, ваш разум может начать видеть случайные связи между подозреваемым и делом, что заставляет вас потенциально переоценивать причастность этого человека.
Более уместным примером, который может быть универсальным для всех, кто читает это, являются деньги.
Новая инвестиционная возможность, о которой вы слышите, может появиться повсюду в течение следующих нескольких дней. Вы испытываете сильное искушение немедленно вложить в это свои деньги. Но остерегайтесь феномена Баадера-Майнхофа — у вашего разума может быть просто FOMO (Боязнь пропустить интересное). Инвестиционная возможность может быть хорошей или плохой — просто осознайте предвзятость и обязательно проведите исследование, прежде чем действовать!
Как использовать феномен Баадера-Майнхофа для себя?
Этот феномен заставляет задуматься — если он работает для автомобилей или инвестиционных схем, будет ли это работать везде? Если я заменю слово «автомобили» словом «фиолетовый», начну ли я чаще видеть фиолетовый цвет? Оказывается, это так. Так почему бы не заменить «автомобили» на что-то полезное для вас?
Если вы цените фиолетовый цвет, вы начинаете видеть больше фиолетового в жизни.
Если вы цените позитивные вещи, вы начинаете видеть больше позитивных вещей в жизни.
Не волнуйтесь. Скоро вы снова услышите об этом феномене 😉