Социальная перцепция

Социальная перцепция

Существует в психологии понятие «социальная перцепция», которое обозначает восприятие других людей и явлений. Благодаря перцепции нам удается строить различные виды отношений с людьми. Мы анализируем поведение человека и делаем о нем выводы. Существует также апперцепция, но между этими понятиями есть различия. Перцепция и апперцепция отличаются тем, что в первом случае восприятие неосознанное, а во втором осознанное. То есть, апперцепция – это восприятие на основе прошлого опыта. В этой статье мы рассмотрим эффекты и механизмы социальной перцепции.

Механизмы

Социальная перцепция

Основными психологическими механизмы межличностной перцепции являются:

  • Идентификация. Это способность представить себя на месте другого человека. Для этого требуется изучить его ценности, нормы поведения, привычки.
  • Эмпатия. Определение эмоционального фона собеседника.
  • Аттракция. Изучение партнера при наличии чувств к нему. Касается дружеских и любовных отношений.
  • Рефлексия. Способность увидеть себя в голове собеседника. Умение определить, каким другой человек видит вас.

 Важно: Познать себя нельзя без открытости к окружающим людям.

Эффекты

Социальная перцепция

При общении с другими людьми мы склоны подвергаться эффектам социальной перцепции. Это когнитивные искажения, ошибки восприятия, которые приводят к неправильным выводам. Рассмотрим все эффекты перцепции:

  • Эффект ореола. Когда общее состояние человека заставляет делать выводы о чертах, которые вы не знаете. Например, красивый человек кажется достойным.
  • Эффект новизны. Объясняется тем, что о знакомом человеке мы делаем выводы исходя из последней информации, а о новом – исходя из первой.
  • Эффект первичности. Первое впечатление о человеке становится основным, затем делаются выводы на основе этого впечатления.
  • Эффект присутствия. Чем лучше вы владеете каким-либо навыком, тем больше вы его проявляете в кругу людей.
  • Эффект роли. Когда поведение человека, обусловленное ролью в обществе мы считаем его характером. Например, когда начальник делает выговор, вы считаете его злым.
  • Эффект авансирования. Разочарование, когда вы приписали человеку какое-то свойство, а при общении выяснилось, что это не так.
  • Презумпция взаимности. Вы считаете, что второй человек относится к вам также, как вы к нему.

Теперь вы знаете, что на наше восприятие влияет множество факторов.

Перцептивное действие

Социальная перцепция

Человек на протяжении всей жизни постоянно выполняет какие-либо действия, но в психологии существует понятие «перцептивное действие». Перцептивные действия – это действия, основанные на анализе и получении новой информации. Максимальное количество перцептивных действий мы выполняем в детском возрасте, когда все вокруг для нас в новинку.

Формирование перцептивных действий происходит в три этапа. Сперва при первом контакте с новым предметом у нас формируется образ этого предмета. Затем происходит изучение его свойств, с помощью зрительного и тактильного аппарата. На третьем этапе происходит сворачивание внешних действий. Формирование восприятия теперь происходит мгновенно.

Перцептивные действия – это действия познания, но не стоит думать, что они присутствуют только в детском возрасте. Каждый раз, когда взрослый человек сталкивается с чем-то новым, то у него запускаются перцептивные действия. Это позволяет быстро усвоить новые навыки.

 Социальная перцепция – это интересное явление, которое позволяет нам делать выводы об окружающих людях и формировать собственный образ. Благодаря перцепции мы способны быстро распознать своих единомышленников. Перцепция позволяет проще находить общий язык с другими людьми. Но, нужно учитывать, что этот процесс неточный, и существуют ошибки восприятия. Поэтому важно не спешить с выводами о новом человеке в окружении. Также стоит понимать, что каждый человек воспринимает вас по-разному, и ваш образ в глазах других может быть далек от настоящего.

Ссылка на основную публикацию