Практическая значимость психологии социальных отношений

Структура социальных отношений, влияние факторов на взаимодействие внутри групп или межличностную коммуникацию. Причины изучать психологию социальных отношений со школьного возраста.

Социальные отношения как психологический феномен

социальные отношения

Человека сложно представить вне общества. Социум обеспечивает базис для развития, поддержку, значимость собственного существования как личности и функциональной единицы. Социальные отношения – сложная и многогранная система взаимосвязей между людьми, основанная на взаимодействии, иерархии, совместной деятельности и качестве результативности. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, коллективные, взаимодействие в массе, с общественными структурами – все это становилось предметом изучения психологов , причем не только для выдвижения теории, но и проверка посредством социальных экспериментов.

Практическая значимость изучения социальных отношений

Для большинства обывателей психология отношений опирается на нечто личное – взаимодействие с близким окружением: семьей, рабочим коллективом, родственниками, друзьями. На самом деле социальные отношения это более глубокое и всеобъемлющее понятие. После Второй Мировой войны велось активное изучение этого направления с целью понять закономерности и факторы, влияющие на качество взаимодействия между людьми с целью сделать их более продуктивными, полезными для общества, приносящими экономическую выгоду.

  • Психология рекламы;
  • Особенности взаимодействия человека в коллективе, начиная от детского сада и заканчивая профессиональными коллективами;
  • Психология лидерства и руководства;
  • Маргинальность;
  • Психология масс и теории толпы;
  • Психология маркетинга и продаж.

Это далеко не полный перечень направлений, в основе которых социальные отношения. Личность в системе социальных отношений может рассматриваться как субъект и объект – первый активно влияет, творит, второй – пассивно воспринимает и реагирует на воздействие. Такие понятия как «психологический климат в коллективе», «харизматичность», «лидерство», «руководство» не имеют значения вне отношений между людьми.

Человек – субъект общественных отношений

Отечественная психология в ХХ веке установила своеобразную триаду познания человека внутри социума: «индивид – личность – индивидуальность».

  • В качестве идивида человек рассматривается с точки зрения особи, представителя своего биологического вида. Сегодня понятие «индивид» подразумевает взгляд на человека вне его психических и личностных особенностей.
  • А.Н. Леонтьев: «Личность — как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности». Неотъемлемой частью личности является самосознание. Человек как субъект социальных отношений выстраивает собственную систему самосознания в основе которых лежат нормы поведения и человеческая речь. Личность – это формируемое , начиная с детства понятие «Я-концепции». Наиболее активно этот процесс задействуется в подростковом возрасте, когда ребенок осознает не только собственное «Я», но и понимает всю значимость общества в собственном мире, где ранее были только родители и ближайшее окружение из значимых взрослых.
  • Индивидуальность. Совокупность особенностей и свойств, которая отличает нас от других людей. Ценность индивидуальности и ее развитие осознается уже после периодов пубертата и юности. Если ребенок стремится подражать и быть похожим на значимых взрослых, то с накоплением индивидуального опыта человек задумывается о развитии качеств, которые будут его выделять из массы.

Чтобы ответить на вопрос «что такое социальные отношения?» нужно рассмотреть систему взаимоотношений, коммуникации и совместной деятельности по всем трем критериям триады. Если сопоставлять работы и концепции отечественных и зарубежных исследователей, то можно четко отслеживать приоритеты, ожидаемые от конечных результатов. Психология советского периода большое внимание уделяла личности в коллективе – построению отношений со сверстниками, эффективности производственных коллективов, влиянию психологического климата в среде школьников, формированию у них правильных социальных ценностей.

Человек – объект социальных отношений, роль социализации

Понятие объекта в нашем случае подразумевает , что на человека, находящегося внутри социальных отношений оказывается перманентное воздействие, которое оказывает различные эффекты. Первое, о чем говорят , подразумевая воздействие социума на конкретного индивида, — это социализация. Комплексное воздействие по прививанию индивиду ценных в окружающей его группе людей норм поведения, правил взаимодействий и качеств, которые считаются полезными для конкретного общества и принятые большинства его членами. Процесс социализации начинается в семье, где ребенок перенимает понимание правил на примере и под контролем родителей и ближайшего окружения. Далее вступают социальные институты:

  • Детский сад и школа;
  • ВУЗ, СУЗ;
  • Профессиональный коллектив;
  • Политические движения;
  • Масс медиа.

Под воздействием родственного и профессионального окружения, средств массовой информации и политической пропаганды формируются ценности, поощряемые знания и нормы, которые позволяют человеку влиться в общество, быть полезным и принимаемым большинством людей.

Виды социальных отношений

Классификации видов отношений внутри социума разнятся в зависимости от направления психологии. Например, с точки рассмотрения социальных общностей выделяют следующие виды социальных отношений:

  • Семейные – в основе взаимодействия и коммуникация между близкими и дальними родственниками, отношения сиблингов (братьев и сестер), родительские и брачные.
  • Групповые — включают отношения в малых и больших группах.
  • Классовые – взаимоотношения на основе социальных страт, иерархии, ролей, лифтов.
  • Национальные – сюда входит самосознание себя как части конкретного этноса или нации.

При этом подразумевается, что человек действует как представитель собственной группы по отношению к внешнему социуму и внутри группы, как один из членов семьи или коллектива. Взаимосвязи могут основываться на экономической, творческой, религиозной, профессиональной, культурной, социальной деятельности.

Также социальные отношения и их виды могут классифицироваться на 2 основные группы – материальные и духовные.

  • Материальные отношения. Считается, что человек вступает в этот тип взаимодействия, независимо от осознанности и желания. Это относится к отношениям связанным с вступлением в брак и деторождению, производственным отношениям, взаимодействию в сфере экологии.
  • Духовными отношениями классифицируются те, что человек осознает. Они проходят фильтры внутренних установок и ценностей. Сюда относят религию, творчество, философию, право, политику, моральные отношения. По-другому духовные отношения называют также идеальными.

Материальные и духовные отношения могут развиваться внутри групповых, семейных, классовых и национальных взаимодействий, оказывая влияние на результативность и процесс развития взаимодействий.

Виды взаимодействий внутри общественных отношений

В основе отношений лежат взаимодействия между людьми. Межличностные отношения, которые начинаются с диалога – отдельное направление в социальной психологии. На их основе строится стратегия адаптации и жизни внутри социума. Насколько эффективен человек в навыке межличностного взаимодействия, настолько он успешен и имеет возможности расширения собственных границ за территорией привычной социальной группы.

  • В основе различий может выступать субъект – в данном случае, это отношения между отдельными личностями, большими и малыми группами на почве эстетических, моральных, индивидуальных, даже международных отношений.
  • Исходя из объектов: здесь рассматриваются семейно-бытовые, экономические, правовые, религиозные и политические.
  • Различия по эмоциональным связям, модальностям – субординация, партнерство, конфликт, соперничество.
  • По степени формальности – формальные и неформальные. Такие отношения опираются на соблюдение установленных в группе норм и правил, иерархии и этикета.

Исходя из качества отношений, складывается комплекс взаимодействий продуктивного или деструктивного характера. От характера результативности процесса будет зависеть: станут ли взаимодействия партнерскими, объединенными взаимной выгодой и целями или перерастут в конфликт, где есть собственные предпосылки, причины и поводы. Особенности конфликтных отношений, механизмы возникновения и способами урегулирования занимается раздел «Конфликтологии», еще одного направления психологии отношений.

Важность понимания механизмов социальных отношений

Введение в школьную программу предметов «Обществознания», «Человек и общество» дает возможность подросткам получить базовые знания о психологических аспектах социальных отношений. Что такое группы, маргинальность, конфликты? Почему важно уметь находить общие интересы и договариваться. Формирование адекватных ценностей в детском возрасте упрощает процессы адаптации и выстраивания экологной в отношении окружающих людей Я-концепции.

  • Партнерство и построение гармоничных отношений;
  • Продвижение на основе общих ценностей и развитие собственных;
  • Понимание механизмов принятия и эмпатии;
  • Умение сопереживать, слушать и слышать.

Навыки, выстроенные на основе взаимодействия с другими людьми помогают получать нужные ресурсы, делиться опытом, продвигаться по иерархическим лестницам (карьера ил положение в обществе), добиваться поставленных целей. Успех в современном мире основан на умении выстраивать партнерские, взаимовыгодные отношения. Это относится как к реальной, так и виртуальной среде. Понимание механизмов донесения информации повышает способность фильтрации действительно важных новостей и фактов, от подделок, призванных посеять сомнения, взволновать, посеять панику. Человек становится более ориентирован и стрессоустойчив, меньше поддается влиянию массовых эффектов и фэйковых месседжей.

Оцените статью
Психология и не только
Добавить комментарий