Практическая значимость психологии социальных отношений

Социальные отношения как психологический феномен

социальные отношения

Человека сложно представить вне общества. Социум обеспечивает базис для развития, поддержку, значимость собственного существования как личности и функциональной единицы. Социальные отношения – сложная и многогранная система взаимосвязей между людьми, основанная на взаимодействии, иерархии, совместной деятельности и качестве результативности. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, коллективные, взаимодействие в массе, с общественными структурами – все это становилось предметом изучения психологов , причем не только для выдвижения теории, но и проверка посредством социальных экспериментов.

Практическая значимость изучения социальных отношений

Для большинства обывателей психология отношений опирается на нечто личное – взаимодействие с близким окружением: семьей, рабочим коллективом, родственниками, друзьями. На самом деле социальные отношения это более глубокое и всеобъемлющее понятие. После Второй Мировой войны велось активное изучение этого направления с целью понять закономерности и факторы, влияющие на качество взаимодействия между людьми с целью сделать их более продуктивными, полезными для общества, приносящими экономическую выгоду.

  • Психология рекламы;
  • Особенности взаимодействия человека в коллективе, начиная от детского сада и заканчивая профессиональными коллективами;
  • Психология лидерства и руководства;
  • Маргинальность;
  • Психология масс и теории толпы;
  • Психология маркетинга и продаж.

Это далеко не полный перечень направлений, в основе которых социальные отношения. Личность в системе социальных отношений может рассматриваться как субъект и объект – первый активно влияет, творит, второй – пассивно воспринимает и реагирует на воздействие. Такие понятия как «психологический климат в коллективе», «харизматичность», «лидерство», «руководство» не имеют значения вне отношений между людьми.

Человек – субъект общественных отношений

Отечественная психология в ХХ веке установила своеобразную триаду познания человека внутри социума: «индивид – личность – индивидуальность».

  • В качестве идивида человек рассматривается с точки зрения особи, представителя своего биологического вида. Сегодня понятие «индивид» подразумевает взгляд на человека вне его психических и личностных особенностей.
  • А.Н. Леонтьев: «Личность — как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности». Неотъемлемой частью личности является самосознание. Человек как субъект социальных отношений выстраивает собственную систему самосознания в основе которых лежат нормы поведения и человеческая речь. Личность – это формируемое , начиная с детства понятие «Я-концепции». Наиболее активно этот процесс задействуется в подростковом возрасте, когда ребенок осознает не только собственное «Я», но и понимает всю значимость общества в собственном мире, где ранее были только родители и ближайшее окружение из значимых взрослых.
  • Индивидуальность. Совокупность особенностей и свойств, которая отличает нас от других людей. Ценность индивидуальности и ее развитие осознается уже после периодов пубертата и юности. Если ребенок стремится подражать и быть похожим на значимых взрослых, то с накоплением индивидуального опыта человек задумывается о развитии качеств, которые будут его выделять из массы.

Чтобы ответить на вопрос «что такое социальные отношения?» нужно рассмотреть систему взаимоотношений, коммуникации и совместной деятельности по всем трем критериям триады. Если сопоставлять работы и концепции отечественных и зарубежных исследователей, то можно четко отслеживать приоритеты, ожидаемые от конечных результатов. Психология советского периода большое внимание уделяла личности в коллективе – построению отношений со сверстниками, эффективности производственных коллективов, влиянию психологического климата в среде школьников, формированию у них правильных социальных ценностей.

Человек – объект социальных отношений, роль социализации

Понятие объекта в нашем случае подразумевает , что на человека, находящегося внутри социальных отношений оказывается перманентное воздействие, которое оказывает различные эффекты. Первое, о чем говорят , подразумевая воздействие социума на конкретного индивида, — это социализация. Комплексное воздействие по прививанию индивиду ценных в окружающей его группе людей норм поведения, правил взаимодействий и качеств, которые считаются полезными для конкретного общества и принятые большинства его членами. Процесс социализации начинается в семье, где ребенок перенимает понимание правил на примере и под контролем родителей и ближайшего окружения. Далее вступают социальные институты:

  • Детский сад и школа;
  • ВУЗ, СУЗ;
  • Профессиональный коллектив;
  • Политические движения;
  • Масс медиа.

Под воздействием родственного и профессионального окружения, средств массовой информации и политической пропаганды формируются ценности, поощряемые знания и нормы, которые позволяют человеку влиться в общество, быть полезным и принимаемым большинством людей.

Виды социальных отношений

Классификации видов отношений внутри социума разнятся в зависимости от направления психологии. Например, с точки рассмотрения социальных общностей выделяют следующие виды социальных отношений:

  • Семейные – в основе взаимодействия и коммуникация между близкими и дальними родственниками, отношения сиблингов (братьев и сестер), родительские и брачные.
  • Групповые — включают отношения в малых и больших группах.
  • Классовые – взаимоотношения на основе социальных страт, иерархии, ролей, лифтов.
  • Национальные – сюда входит самосознание себя как части конкретного этноса или нации.

При этом подразумевается, что человек действует как представитель собственной группы по отношению к внешнему социуму и внутри группы, как один из членов семьи или коллектива. Взаимосвязи могут основываться на экономической, творческой, религиозной, профессиональной, культурной, социальной деятельности.

Также социальные отношения и их виды могут классифицироваться на 2 основные группы – материальные и духовные.

  • Материальные отношения. Считается, что человек вступает в этот тип взаимодействия, независимо от осознанности и желания. Это относится к отношениям связанным с вступлением в брак и деторождению, производственным отношениям, взаимодействию в сфере экологии.
  • Духовными отношениями классифицируются те, что человек осознает. Они проходят фильтры внутренних установок и ценностей. Сюда относят религию, творчество, философию, право, политику, моральные отношения. По-другому духовные отношения называют также идеальными.

Материальные и духовные отношения могут развиваться внутри групповых, семейных, классовых и национальных взаимодействий, оказывая влияние на результативность и процесс развития взаимодействий.

Виды взаимодействий внутри общественных отношений

В основе отношений лежат взаимодействия между людьми. Межличностные отношения, которые начинаются с диалога – отдельное направление в социальной психологии. На их основе строится стратегия адаптации и жизни внутри социума. Насколько эффективен человек в навыке межличностного взаимодействия, настолько он успешен и имеет возможности расширения собственных границ за территорией привычной социальной группы.

  • В основе различий может выступать субъект – в данном случае, это отношения между отдельными личностями, большими и малыми группами на почве эстетических, моральных, индивидуальных, даже международных отношений.
  • Исходя из объектов: здесь рассматриваются семейно-бытовые, экономические, правовые, религиозные и политические.
  • Различия по эмоциональным связям, модальностям – субординация, партнерство, конфликт, соперничество.
  • По степени формальности – формальные и неформальные. Такие отношения опираются на соблюдение установленных в группе норм и правил, иерархии и этикета.

Исходя из качества отношений, складывается комплекс взаимодействий продуктивного или деструктивного характера. От характера результативности процесса будет зависеть: станут ли взаимодействия партнерскими, объединенными взаимной выгодой и целями или перерастут в конфликт, где есть собственные предпосылки, причины и поводы. Особенности конфликтных отношений, механизмы возникновения и способами урегулирования занимается раздел «Конфликтологии», еще одного направления психологии отношений.

Важность понимания механизмов социальных отношений

Введение в школьную программу предметов «Обществознания», «Человек и общество» дает возможность подросткам получить базовые знания о психологических аспектах социальных отношений. Что такое группы, маргинальность, конфликты? Почему важно уметь находить общие интересы и договариваться. Формирование адекватных ценностей в детском возрасте упрощает процессы адаптации и выстраивания экологной в отношении окружающих людей Я-концепции.

  • Партнерство и построение гармоничных отношений;
  • Продвижение на основе общих ценностей и развитие собственных;
  • Понимание механизмов принятия и эмпатии;
  • Умение сопереживать, слушать и слышать.

Навыки, выстроенные на основе взаимодействия с другими людьми помогают получать нужные ресурсы, делиться опытом, продвигаться по иерархическим лестницам (карьера ил положение в обществе), добиваться поставленных целей. Успех в современном мире основан на умении выстраивать партнерские, взаимовыгодные отношения. Это относится как к реальной, так и виртуальной среде. Понимание механизмов донесения информации повышает способность фильтрации действительно важных новостей и фактов, от подделок, призванных посеять сомнения, взволновать, посеять панику. Человек становится более ориентирован и стрессоустойчив, меньше поддается влиянию массовых эффектов и фэйковых месседжей.

Ссылка на основную публикацию