Общение между людьми – это не только обмен информацией. Существует коммуникативная, интерактивная, и перцептивная сторона общения. Коммуникативная – это и есть обмен информацией, интерактивная – это обмен действиями. Но, мы рассмотрим перцептивную сторону, о которой мало кто задумывается. Перцептивное общение или перцепция – это восприятие одного человека другим. Перцептивное общение предполагает полное понимание целей и мотивов собеседника и установку взаимопонимания.
Функции перцепции
Перцептивная сторона общения включает в себя:
- Самопознание. При общении с другими людьми вы лучше узнаете самого себя. Изучая собеседника, вы можете увидеть свои скрытые желания, черты характера, страхи.
- Изучение партнера. При общении вы анализируете поведение и слова собеседника, и таким образом понимаете его мотивы, и можете охарактеризовать его личность.
- Организация совместного труда. Для продуктивной совместной работы необходимо понимать и принимать друг друга.
- Взаимопонимание. Для построения близких отношений, необходимы общие точки соприкосновения.
- Развитие эмоционального взаимодействия. Любое общение между людьми приводит к возникновению определенных чувств или эмоций.
Важно: Чтобы дать правильную оценку личности, необходимо быть свободным от стереотипов.
Перцептивный компонент
Этот компонент дает возможность анализировать внешний вид и поведение оппонента. Без него невозможно добиться взаимопонимания. Если человек бы смотрел исключительно образ и слова человека, то он не сможет строить близкие отношения. Перцептивная сторона общения заключается в умении распознавать истинные мотивы, мысли и внутренние переживания, что необходимо для построения взаимопонимания.
Этот компонент может проявляться полностью только в том случае, если человек освобожден от стереотипов. Существует множество стереотипов в обществе, из-за которых мы можем навешивать ярлык на человека, не успев его узнать. И это большая ошибка, зачастую придуманный нами образ, оказывается далек от реального.
Также необходимо не спешить с выводами о человеке. Для того чтобы дать верную оценку личности, необходимо узнать достаточно информации, и увидеть человека в разных жизненных ситуациях.
Механизмы социальной перцепции
Рассмотрим основные инструменты, которые позволяют оценить личность собеседника.
Рефлексия
Это способность анализировать не только поведение партнера, но и свое собственное. Это позволяет посмотреть на ситуацию со стороны, и мыслить рационально.
Идентификация
Это способность представить себя на месте собеседника. Это позволяет лучше понять оппонента.
Эмпатия
Это способность сопереживать, и понимать эмоциональное состояние собеседника, наблюдая за его поведением.
Стереотипизация
Это построение оценки человека на основе общественных стереотипов.
Аттракция
Оценка оппонента на основе положительного и устойчивого отношения к нему. Она способствует построению дружбы или любовных отношений.
Казуальная атрибуция
Это трактовка слов и поведения собеседника на основе собственного опыта. Это попытка понять причины поведения не наблюдением, а опираясь на собственные предубеждения.
Ошибка первого впечатления
Психологи уверяют, что оценка человека незнакомцем на половину верна и на половину ошибочна. Составить правильное впечатление о человеке сразу практически невозможно, и мешают этому три фактора. Психологи уверяют, что каждый человек ошибается в восприятии окружающих людей.
Один из факторов – доброжелательное отношение. Если у человека доброжелательная и уважительная манера разговора, то он воспринимается окружающими как положительный человек. В результате ему автоматически приписывают положительные качества, и создают в голове положительный образ. Но, если человек ведет себя грубо, то он тут же воспринимается как негативный персонаж, и тогда окружающие концентрируются на его негативных качествах.
Также люди часто ошибаются в оценке качеств оппонента. Если он в чем-то превосходит, то возникает ощущение, что он более умный или талантливый. Но, возможно и противоположное действие.
Самой частой является ошибка в восприятии внешнего вида человека. Существует множество стереотипов, основанных на внешнем виде. Также люди, которые имеют необычный внешний вид, зачастую воспринимаются как более интересные личности.
Перцептивная сторона общения – это общение как восприятие людьми друг друга. Она необходима для построения любых межличностных отношений. Для того чтобы лучше понимать окружающих людей, необходимо не спешить с выводами, забыть о стереотипах, и не опираться на собственные предубеждения. Это позволит лучше понять человека, добиться взаимопонимания и приятного общения.